Главная / Узнавайка рууу / О детях / Готов ли ребенок к школе? Как это определить?

Готов ли ребенок к школе? Как это определить?


08.12.2018 21:40 2083

Tlv8HnJ7Qas.jpg

Готов ли ребенок к школе? Как это определить?

Часто родители задают вопрос: как понять, готов ли мой ребенок к школе, справится ли он с ее требованиями и можно ли самим подготовить его в домашних условиях? И нужно ли это вообще делать?

Это очень важный вопрос, и желательно, чтобы ребенок был готов к обучению в школе, иначе он попадет в условия, где требования превышают его возможности и это может оказаться непосильной нагрузкой на его психику. И это частая причина серьезных сложностей в обучении и снижения интереса к учебе вообще. К тому же снижается вера в свои силы, и тогда возникают разные страхи, которые достаточно сильно тормозят детское развитие.

И поэтому мой ответ – да, ребенка нужно готовить к школе по разным направлениям и заранее. Не надейтесь на детский сад или специальные занятия, будьте чуткими родителями, вы во многом можете помочь своим детям.

Современная школа требует от поступающего в первый класс ребенка наличие определенного уровня развития мышления и речи, ориентировки в окружающем мире, произвольности поведения (умения делать волевое усилие), развития мелких движений кистей рук, а также желание идти в школу, определенной мотивации к обучению. Перечислю основные моменты, на которые желательно обратить внимание родителям будущих первоклассников.

 

  1. Очень важно желание учиться, и оно является врожденным, но часто исчезает из-за непосильных требований, критики или неправильного обучения. Поэтому можно заранее поиграть в школу, иногда ребенок может выступать в роли учителя, иногда – в роли ученика. Поддерживайте хорошее отношение к школе и учению. Приучайте ребенка к самостоятельности, пусть каждый день он выполняет простое задание, но полностью самостоятельно, без мамы. Хвалите малыша за конкретные хорошо выполненные действия, говоря: «это выглядит красиво и аккуратно, ты справился быстро, у тебя получились очень ровные линии, ты рассказал стихотворение четко и выразительно, как на сцене». Такая похвала помогает ребенку совершенствоваться и не вызывает зависимости от слова «Молодец». А если у ребенка что-то не получается, не ругайте его, какой он неумеха, а скажите: «ты же учишься, и завтра у тебя получится лучше, а я помогу». Но не делайте работу за него. Важно, чтобы ребенок сам видел цель, самостоятельно совершал действия и в итоге чувствовал удовлетворение от сделанного. Это и есть двигатель развития! И результат не должен быть идеальным, не формируйте из него перфекциониста, который боится ошибок. Ошибки есть у всех, их просто нужно уметь исправлять. Поэтому пусть результат будет приемлемым, но не всегда идеальным.
  2. Так же важно умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию. Легко ли вступает в контакт ваш малыш? Правильно ли воспринимает ситуации? Или он испытывает затруднения в общении, слишком стесняется, боится или наоборот ведет себя агрессивно? Учите ребенка общаться с детьми во дворе, посещайте кружки, ходите в гости, пусть ребенок набирает свой опыт общения и проживает разные ситуации, потому что в школе их будет множество и к этому нужно быть готовым.

 

  1. Произвольность поведения. Это умение делать что-то организованно по инструкции, потому что все школьное обучение построено по принципу, когда ученики выполняют требования учителя. А для этого должны быть развиты волевые процессы, как способность организовать себя, выполнить определенные действия или наоборот удержаться от чего-то другого, что, может быть, больше хочется в этот момент. А способность организовать себя – это, например, приготовить все, что необходимо для работы, положить это на рабочий стол, убрать при этом все лишнее и, собрав свое внимание, начать выполнять задания. После убрать за собой. Этому дети учатся на своих игрушках, когда  убирают их после игры, умеют играть одни или в команде по правилам. Здесь для родителей большое поле деятельности, так как часто дети не умеют себя организовывать. Либо их не научили и все делали за них, либо родителям некогда, и ребенок предоставлен самому себе. Поэтому научите ребенка следить за своим пространством, своими вещами, научите выбирать, ставить цель и действовать. И обязательно доводить дело до конца и проверять, что получилось.

 

  1. Умение себя контролировать. Это когда результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, и он может сам сопоставить все полученные результаты со своей целью, то есть проверить себя и, если есть ошибки исправить их. Контроль бывает в самом начале: «так, мне нужно перерисовать этот домик к себе в тетрадь». Текущий контроль: «сейчас я рисую крышу, все довольно ровно получается» и контроль результата: «готово, проверим, все ли детали на месте».

 

  1. Не переучивайте детей-левшей с левой руки на правую!!! Не травмируйте ребенка! Выбор правой или левой руки – это не каприз ребенка, а так устроен его мозг. И ломка заложенных природой функций, ломает не только психику ребенка, но и задерживает у него многие процессы, например, речь, рисование. И как следствие – слезы при обучении письму правой рукой, беглому чтению и отказы от учебы.

 

  1. Подготовка ведущей руки. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент, шнурков. Сейчас почти вся одежда детей состоит из липучек, кнопок и молний, и нет возможности рукам тренироваться естественным образом. Поэтому желательно найти одежду с пуговицами. Полезно перекладывание мелких предметов (пуговиц, счетных палочек, бусинок) двумя пальцами - указательным и большим, а также мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; игры с прищепками позволяют развить силу указательного и большого пальцев (сделай солнышко, ромашку, ёжика); Просите ребенка отвинчивать и завинчивать маленькие гаечки, пробочки в пузырьках. Лепка из пластилина или глины оказывает превосходное воздействие и на пальчики ребенка и на его психологическое состояние.

Вспомните, как раньше перебирали гречку и попробуйте это сделать вместе с ребенком. Это не только развитие мелкой моторики пальцев рук, но и стимуляция мозговой деятельности. Дети получают огромное удовольствие от этого процесса, а также им нравится складывать из гречки буквы, цифры, смайлики или делать картинки.

-ZV5KOh-jlU.jpg

 

Ребенок должен научиться рисовать простые предметы: деревья, солнце, траву, цветы, дома, человека и распределять их на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка заштриховывать цветными карандашами картинки и различные орнаменты. Ребенок должен овладеть разным направлением грифеля карандаша. Ему надо показать, что начинать лучше не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

 

  1. Четкое произношение звуков. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали с ребенком, произнося вместо твердых согласных – мягкие или вместо шипящих и Р – свистящие и Л, например, «ах, ты мой масенький, холёсенький, дай мне лючку…»

Если у ребенка 4-5 лет наблюдается плохое произношение многих звуков, обратитесь к логопеду, таккак неправильное произношение может сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже. Успех работы логопеда зависит от помощи со стороны родителей, выполняющих все домашние задания специалиста. Поэтому проявите активность и начните занятия с логопедом за год до поступления в школу. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.

 

  1. Развивайте зрительное и слуховое внимание и умение следовать инструкциям. В школе трудности с вниманием приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют, из-за чего им приходится получать замечания учителя, у ребенка пропадает желание учиться.

 

Приучайте ребенка прислушиваться к тихим звукам, например, гуляя в лесу или парке (давай послушаем, как падают листья, как поют птицы, как летит самолет, дует ветер, весной прорастает травка…). Поиграйте в игру, кто услышит больше звуков. Дома спрячьте громко тикающие часы, чтобы ребенок их нашел. Пусть ребенок отгадает, кто или что издает определенный звук.

 

Ребенок должен уметь прослеживать глазами за ярким предметом, особенно важно умение следить глазами в направлениях слева направо и сверху вниз – это предпосылки формирования навыка чтения. Зрительное внимание развивается у дошкольника в процессе занятий с картинным лото, когда надо заполнить маленькими карточками большую карту с рисунками на ту или иную тему.

 

Научите малыша выполнять многоступенчатые инструкции: «подойди к столу, положи альбом и принеси красную книгу и зеленый карандаш» (четыре пункта в одном предложении). Это подготовит ребенка к выполнению требований учителя на уроке. Но начинайте с двух-трех действий.

 

  1. Развивайте восприятие речевых звуков. Начинайте с гласных звуков: А, О, У, И. Затем гласные Ы, Э. Произносите или напевайте гласные, а ребенок пускай хлопает, когда услышит, например, А. После отработки гласных переходите к согласным, которые уже не поются, а произносятся коротко, отрывисто (не как в алфавите).  Ребенок должен на слух выделять определенный звук из ряда звуков или слогов.

 

  1. Делите слова на слоги. Это можно сделать с помощью хлопков в ладоши. Проговаривайте слово и вместе с ребенком отхлопывайте его слоговую структуру. Начинайте с простых слов с открытыми слогами: ма-ма, во-да, лу-жа, лу-на, не-бо, ма-ши-на. Позже подключайте слова с закрытыми слогами и стечениями согласных звуков: пе-тух, ве-ник, бан-ка, вед-ро, ста-кан, фар-тук, те-ле-фон, ба-боч-ка, све-то-фор, пер-чат-ки, мост, хлеб, свеч-ка.

 

  1. Учите выделять звуки из слова. Какой звук слышишь в начале? Какой звук стоит в конце? Какой звук на третьем месте? Назови все звуки в слове по порядку. Сколько их получилось? Купите ребенку пластиковые или магнитные буквы, и пускай он складывает из них слова.

 

  1. Учите пересказывать сказки или рассказы. Ребенок должен научиться пересказывать содержание мультфильма с обязательным умением называть имена героев, не размахивая при этом руками. Если ребенку трудно начать, помогите ему с помощью вопросов. К 6 годам дети должны правильно строить предложения, уметь с выражением прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало, продолжение и конец рассказа.  Обсуждайте с ребенком прочитанное произведение:
  • Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. 
  • Спросите, понравилось ли произведение. Чем? 
  • Что нового, интересного он узнал? 
  • Попросите ребенка рассказать вам о главном герое, главном событии рассказа, стихотворения. 
  • Как описана природа? 
  • Какие слова и выражения ему запомнились? 
  • Чему научила его книга? 
  • Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. 
  • Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
  1. Учить ли ребенка читать? Да, желательно учить, так как большинство детей приходят в первый класс уже умея читать. На эту тему читайте мою статью «Нужно ли ребенка учить читать до школы»? А если есть вопросы, пишите мне на моем сайте, и я отвечу: http://izumrudnoeserdce.ru/dlya-vas/zanyatiya-s-detmi

 

Анна Колесникова, логопед, психолог, кандидат педагогических наук.

 

 


Школа





«Готов ли ребенок к школе? Как это определить? Часто родители задают вопрос: как понять, готов ли мой ребенок к школе, справится ли он с ее требованиями и можно ли самим подготовить его в домашних условиях? И нужно ли это вообще делать? Это очень важный»


Можно ли определить возраст камня   Можно ли определить возраст камня.   Возраст есть практически у всего существующего. И при этом неважно, живое это создание или же неодушевленный предмет. Сегодня мы расскажем вам можно ли определить ...
парта, поднимать, стул Зачем уходя нужно поднимать в школе стул на парту   Зачем уходя нужно поднимать в школе стул на парту.   Каждый раз выходя из класса в конце урока ученики поднимают свои стулья на парту. Зачем это нужно делать? Таким вопросом задаются не только сами де...