Как цирк получил свое название
Как цирк получил свое название.
Цирк любят все, но особенно конечно же дети. Еще бы, там ведь так весело - смешные клоуны в ярких костюмах, дрессированные животные, фокусники с чудесами и много-много всего еще. Цирк - это целый волшебный мир! А у этого слова очень интересная история...
Вы наверняка думаете друзья, что цирк существовал всегда. Однако, это не так. Было время, когда люди даже слова такого не знали...Не может быть!- скажете вы. Ведь ваши бабушки и дедушки наверняка рассказывали вам, как ходили с родителями на представления, когда были маленькие. И они вас не обманывают. Просто времена, когда люди не знали что такое цирк, были очень и очень давно....Цирковые представления — это одно из самых древних зрелищ на свете. Из тех очень далеких времен пошло и само название — цирк. А вот как было...
Во времена Древнего Рима проводились соревнования колесниц. Колесница - это двухколёсная повозка, запряженная лошадьми, которую использовали во время военных сражений и для спортивных состязаний. Арена для таких соревнований имела круглую форму и называлась «циркус максимум», что означает "большой круг".
После того как Римская империя была повержена племенами варваров, в истории человечества наступили довольно тяжелые времена. Многое было забыто: большинство людей не умели читать и писать, почти исчезло все искусство, вместо величественных дворцов строили неуклюжие замки-крепости. Города были мрачными и неприглядными, с кривыми, грязными улицами и теснившимися по ним безо всякого порядка унылыми домами. Но даже в ту безрадостную пору людям были нужны зрелища радующие глаз и душу.
И вот, наступал день, когда на главной площади Рима появлялись веселые люди, умеющие распевать озорные песенки, показывать фокусы, кувыркаться, ходить на руках и разыгрывать комические сценки. Вокруг них тут же собирались все жители. Бродячие артисты разыгрывали номер за номером, не забывая время от времени обойти зрителей по кругу, собирая вознаграждение. Такие представления нередко длились до наступления темноты, а если у горожан было желание, продолжались и на следующее утро.
Бродячих актеров в Западной Европе называли в ту пору гистрионами. Выступив в одном городе, они перебирались в другой. А для людей их представление надолго оставалось в памяти. И наверняка именно с тех времен пошла столь беззаветная, согревающая душу и сердце человека любовь к цирку, сохранившаяся по сей день, несмотря на то, что у нас есть теперь и кино, и телевизор, и видео, и компьютерные игры.
Но все же, такие выступления были больше театром. К цирку же имели отношение лишь номера акробатов, фокусников и жонглеров.Со временем цирк и театр действительно стали отдельными видами искусства. К началу XVIII века из города в город переезжали в больших фургонах акробаты и фокусники, выступающие на ярмарках и рынках больших и маленьких городов. Вот их-то и принято считать самыми первыми настоящими цирковыми труппами.
Они пользовались огромной популярностью еще очень долгое время: тот, кто уже прочитал «Приключения Тома Сойера», может быть, вспомнит, как Том и его друзья обсуждали представление, которое такой бродячий цирк давал в их маленьком городке на Миссисипи. Было это в середине XIX века.
Но уже за сто лет до этого цирки, как и театры, стали обзаводиться в больших городах постоянными помещениями для своих выступлений. А кроме того, в истории цирка произошли еще два знаменательных события.
Во-первых, кроме выступлений акробатов, гимнастов, фокусников, жонглеров, в цирковой репертуар прочно и навсегда вошли и выступления искусных наездников, выделывающих необыкновенные трюки, перескакивающих на всем скаку с лошади на лошадь, стоящих в седле на рукахи т.д. А во-вторых, цирк стал наконец-то называться цирком. Пришел такой день, когда вновь вспомнили римский «циркус максимум».
Правда, сделать это пришлось не по доброй воле, а благодаря… одному очень строгому декрету французского императора Наполеона. Дело в том, что в начале XIX века Наполеон запретил всем зрелищным предприятиям, кроме театров комедии и трагедии именоваться театрами. А в Париже уже существовало заведение, где давались конные представления, выступали гимнасты, фокусники, и называлось оно… амфитеатром.
Чтобы не попасть под наполеоновский указ и избежать запрета, владельцы амфитеатра, братья Франкони, вспомнили о любимом зрелище древних римлян. Вот так их предприятие и стало называться цирком. И это название очень быстро пришлось по душе парижанам, а позже распространилось по всему миру. Так что, не будь Наполеона, возможно, и цирк не был бы цирком…